— Привет, как бы ты сам себя представил?
— Добрый день, меня зовут Колот Константин. Я инструктор мотошколы «FreeRide», город Киев.
— Инструктор или директор?
— В первую очередь инструктор. Мне нравится сам процесс обучения больше, чем управлять мотошколой.
— Прекрасно, Костя, расскажи немного сколько ты сам ездишь на мотоцикле и какой твой путь к мотоциклу?
— Ну, я езжу уже больше 10 лет, хотя начинал в 2003 на «Яве», когда брат купил себе первый мотоцикл и я с ним за компанию научился. Чистейший самоучка. Потом армия и я не ездил, после – мопед, дальше женился и начались свои японцы. Собственно, поэтому считаю опыт езды с 2009, потому что ездить на Яве в 16 лет – как мотоопыт это такое себе. Называется “спасибо, что живой остался”. Сейчас бы я не хотел, чтобы мой сын сел на Яву или мопед в киевский трафик без прав, знаний и понимания реальной опасности.
— Какая твоя эволюция по мотоциклам? От чего ты двигался и какие у тебя дальше были мотоциклы, на чем ты ездишь сейчас?
— Да, как у всех – покупалось то, на что денег хватало. Сначала был ZZR400, потом CBR125, CBR600, Transalp, ZZR1400… В 2012 купил разваленный ZZR 1400, понемногу восстановил, собрал и вот – катаюсь.
— Как ты пришел к идее вообще мотообучения, езде?
— Слушай, вообще интересная ситуация. Я ж работал тренером таэквондо и учителем в школе. Как-то знакомая записалась в мотошколу и попросила помочь доехать на своём моте на площадку. Мы с другом сопроводили на занятие и сидели, слушали. Ну, и не получается у неё, и, знаешь, вот та ситуация, когда ты стоишь, смотришь за своей знакомой, которая учится ездить, смотришь как инструктор пытается ей объясняет и у него не получается. Не выдержал мучений, подсказал «Можно я поправлю? От тебя хотят то-то-то, понимаешь? Это надо сделать так-то»… И так слово за слово, через пару недель я уже стажировался в мотошколе. 3 года скитаний по разным школам и пришел к тому, что где-то мотоциклы можно лучше, где-то программа слабая, где-то экипировки мало, где-то площадка маленькая, каких-то нюансов не хватает, методика не понятная ни мне, ни ученику. Поэтому начал работать самостоятельно. Когда перестал успевать, начали расширяться…
— Главное в любом обучении, наверное, это методика. Как ты пришёл к своей методике, в чём отличие твоей методики от других?
— Отличие методики простое, ведь у меня был опыт работы в других школах Киева – индивидуальный подход и качественное сопровождение в обучении – мотоциклы, экип. Где-то хороший упор на медленное маневрирование, где-то на скоростные маневры. У нас много внимания уделяется ещё и безопасности вождения, потому что видел много аварий и не хотелось бы их видеть еще больше…
— Расскажи: где вообще ты учился учить, потому что на интуиции здесь не выйдешь ведь.
— Где учился учить?.. Сначала развивался в школах где работал, иногда приезжал на другие площадки и просто смотрел кто как работает. Учился в Кракове и еще в Испании, мы были в Валенсии, в КСБ центре. Это больше спортивная школа по питбайкам, но есть и базовое обучение для начинающих, а Испания — это теплая страна и там люди учатся круглый год.
Если брать условия простого примера — экзамена, в Украине экзамен – это змейка и восьмерка, то в Испании экзамен на порядок сложнее. И там к экзамену подготовиться сложнее. Не получится там, как в Украине за 5-10 часов научиться ехать, чтобы сдать экзамен, потому что для многих это основной фактор, а испанцы больше работают на то, чтобы научить именно ездить. И мы так же взяли эту цель за основу своей мотошколы.
«Я права уже купил, научите меня ездить хорошо» или «Я уже езжу на мотоцикле, я хочу лучше уметь ездить на мотоцикле, я хочу безопасней уметь ездить на мотоцикле». Это фразы, которые мы слышим довольно часто. Начинаем разбираться вместе. И приходим к тому, что делаем вождение в Киеве более безопасным, более прогнозируемым и технически правильным.
— А как проходит обучение заграницей?
— Было довольно сложно понять не зная языка, но полезного взяли много. Брал уроки и занимался, а жена записывала видео. Наблюдали занятия других учеников, смотрел даже какой сервис и отношение к ученикам. Можно сказать шпионили 🙂
— Мне вот интересно всё-таки методика обучения. Да понятно, что сложно разложить, но ты говорил об отличии. С одной стороны это маневрирование, с другой стороны скоростное маневрирование. В чём твоё отличие, в твоей методике может быть от других школ, или просто в чём ты видишь своё задание?
— Смотри: чаще всего школы нацелены на то, чтобы студент научился медленно ездить, перемещаться до 50 километров в час по городу и пусть себе катается. А то, что через 2 месяца езды человек начнёт ехать по Киеву с явными превышениями скорости, многие этому могут не уделять внимание. И отсюда появляется два наших модуля: медленное маневрирование и скоростное маневрирование. Плюс, мы ставим базовые навыки и четвертое – проектирование дорожных ситуаций.
Студенты могут разбирать разные ситуации: как ты будешь находиться на Т-образном перекрестке, как ты будешь действовать на клумбе, как ты будешь на такой развязке действовать и что ты будешь предпринимать, если машина будет выезжать отсюда или отсюда. Мы имитируем дорожные ситуации, обсуждаем их в процессе урока и объясняем как необходимо поступить в такой ситуации, либо в такой. Да, понятно, что мы не можем покрыть все возможные ситуации, но есть простая статистика «Motohelp», что большинство аварий это перекресток и их можно разобрать со студентами, чтобы они были готовы.
Опять же, важным моментом при обучении у нас: ребята которые получили права, либо уже были с правами выезжают с инструкторами в город. То есть я сажусь пассажиром к ученику и выезжаем. И всегда много друзей, кто говорит: «Как это можно сесть к ученику, который научился вчера ездить на мотоцикле?». Ну вот как ты научил, так ты и сядешь к нему пассажиром. Научил ездить, садишься пассажиром, выезжаешь в город и смотришь, подсказываешь.
— Какие цели выезда в город?
— Цель выезда – это безопасное положение на дороге, это правильная скорость, выбор правильной позиции в полосе, правильный проезд перекрёстков, расчёт правильной и безопасной скорости на перекрестке. Сначала выезжаем в спокойные кварталы Лесного массива, Русановки. Проезжаем разные участки: клумба, пешеходный переход, перекрёсток и, соответственно, подсказываем, как действовать в тех или иных ситуаций. «На следующем перекрестке с левой полосы налево; на клумбе с правой полосы направо; рассчитай скорость движения так, чтобы ты не остановился; справа пешеход; осторожно выезжает машина и так далее». Потому, что частая ситуация студент остановился на перекрестке, заглох. Пока завёлся, ему 18 раз посигналили, он уже паникует и не знает, что делать дальше. В таких ситуациях надо подсказать человеку, как действовать в этой ситуации, когда не будет рядом инструктора. Ведь в автошколе то же самое было, когда мы учились и выезжали в город с инструктором.
— А что про скоростные маневры скажешь?
— Ты знаешь, изначально 6 лет назад больше работал с базовыми навыками и медленным маневрированием, а когда начали ездить пассажиром с учениками, то очень много отработки добавили: торможения, как проходить разные скоростные повороты. Виды поворотов, точки входа и выхода и т.д.
— Отлично, у тебя на площадке работает несколько инструкторов, расскажи немножко вкратце о том, как происходит сейчас процесс обучения. Учишь же не ты один?
— Да, учу не я один, сейчас работает 4 инструктора. У нас довольно большое количество учеников, потому что цена обучения средняя, может быть даже ниже средней по рынку Украины и поэтому учеников довольно много.
Методика заключается ещё в том, что у нас жесткий послед.контроль. Нет такого, что ученик идёт с одним инструктором, всегда есть второй инструктор, который в процессе занятий будет подменять инструктора и соответственно, таким образом мы следим за качеством обучения друг друга.
— Мы поговорили о выезде в город. Действительно, очень важный момент на мой взгляд. Мне интересно: сегодня на площадке что и как происходит в отработке основных элементов? С чего вы начинаете?
— Начинаем с базовых навыков, торможения, переключения передач, равновесия, говорим о понимании как надо сидеть, как надо перемещаться, как останавливаться. Дальше студенты работают с медленным маневрированием, отрабатывают все базовые медленные упражнения. Это повороты, змейки, развороты, восьмерки, повороты на 90 градусов в городе, которые мы делаем, развороты, начало движения на подъёме и дальше, соответственно, прорабатываем скоростное маневрирование, скоростное торможение. Больше всего внимания уделяется торможению, потому что студенты должны тормозить с любой скорости и понимая, как они тормозят. Много разбираем по поводу видов торможения и соответственно работы подвесок. Частая ситуация, когда ты можешь спросить у мотоциклиста: «Как ты тормозишь?» он говорит: «Я нажимаю тормоза и происходит чудо». И когда ты его спрашиваешь какая подвеска грузится, куда, зачем и куда движется масса, человек смотрит на тебя с вопросом: «Что?!».
— Интересно такой момент. Немножко о технике, которую вы используете…
— Мы используем в основном малокубатурную технику, в большинстве. Почему? Потому что она дешевая в обучении и обслуживании. Дешевая для покупки мотошколы и, соответственно, от этого зависит цена обучения. Заниматься на более мощных мотоциклах, это, как правило, повышает стоимость урока и количество студентов, соответственно, падает. Плюс на легких мотоциклах легче и быстрее можно поставить базу.
— А если человек говорит «я себе купил Харли Дэвидсон, что вы меня на этой ерунде будете обучать?» Можно учиться и на своём мотоцикле?
— Да, ребята бывают, что учатся на своих, но, как правило, основную базу мы ставим на наших мотоциклах. И дальше, студенты могут привезти свой мотоцикл на хранение, здесь оставить, в подвале есть СТО. И, соответственно, на занятия достаём его, человек отзанимался, поставили мотоцикл. Это происходит когда он уже понимает, что не будет делать каких-то простых ошибок, из-за которых можно уронить свой более дорогой мотоцикл.
— Я смотрю, что вот люди приехали ж на своих мотоциклах и тем не менее пересели на ваши, что это?
— Бывают упражнения, когда элементы отрабатываются по частям. Сначала студент отрабатывают его на учебном мотоцикле и дальше, когда он понимает, как это сделать на легком учебном мотоцикле, он естественно это отрабатывает на своём мотоцикле.
Потому что, когда мы говорим про торможение на мотоцикле, а у студента мотоцикл с АБС, то он научится работать на торможении с АБС и не будет понимать как происходит блокировка колеса и что при этом надо делать с мотоциклом. Соответственно, тогда приходится пересадить ученика на учебный мотоцикл, потом снова на свой мотоцикл посадить.
Также прохождение поворотов. Ученик отрабатывает на нашем мотоцикле, потому что учебный меньше, легче и на нём иногда быстрее поставить технику. Если брать условие тяжёлого мотоцикла, чтобы поставить технику мне может понадобится 3-4 часа на отработку одного поворота, то на учебном мотоцикле это будет меньше времени и опять-таки скорость будет ниже, ученики меньше боятся и смелее пробуют научиться.
— А такой момент. Люди уже ездят на мотоцикле, пытаешься ли ты перебороть такое заблуждение, что если я уже езжу, если я уже поехал, то мне уже учиться и не нужно, я ж уже езжу…
— Бывает ситуации, когда подарили сертификат и люди приходят говорят: «Та я умею, мне вот подарили сертификат, ну давайте расскажите мне что-то» и тогда уже в процессе диалога мы можем узнать, а как ты тормозишь, а как ты поворачиваешь, а как ты проходишь повороты какие-то, та даже змейку проехать не все могут! Тогда уже инструктор рассказывает как действует физика на мотоцикл и начинаем отрабатывать.
Бывают другие ребята, которые приходят с большим багажом знаний. Даже у меня были такие ситуации, когда приходит студент и говорит: «Мне Вас порекомендовали, хочу учиться». Приходит, начинаем заниматься, я понимаю, что он в принципе на уровне 10+ лет вождения и при чем профессионального, хорошего вождения. То есть человек ездил и на асфальте, и на грунте, и на треке и он просто хочет ещё лучше ездить. Хуже от этого будет, если он потренируется? Конечно нет! Он просто для себя совершенствует свои навыки и становится ещё лучше. Ты же ходишь в спортзал и точно так же можешь ходить тренироваться для себя чтобы стать ещё лучше чем был вчера.
И я тоже так делаю и очень кайфую когда получается вырваться к кому-то на тренировку.
— Насколько успешно ты сейчас оцениваешь свою работу вообще. Сколько лет школа существует?
— Школа работает в этом году уже 5-ый год, у нас каждый год немножко увеличивается количество учеников. В этом году из-за пандемии количество учеников меньше, из-за карантина пришлось ввести определенные меры по безопасности, чтобы люди не могли заболеть и на площадке не было передатчиков, но тем не менее мы по чуть-чуть растём и развиваемся.
— Ну какой ваш показатель за 2020 год?
— За 20 год больше 100 учеников прошло обучение и сдали экзамены на категорию А, плюс еще порядка 30% студентов, которые пришли с категорией и не сдавали на категорию, но проходили обучение для себя и плюс дети.
— Опять же вопрос, насколько вы можете довести человека непосредственно до сдачи прав, потому что во многих школах ты пришёл, тебя научили, дальше иди сам и сдавай и как, а там мотоциклов нет, то есть целый ряд таких вопросов?
— Мы сдаём, у нас есть аккредитация, наши ученики сдают экзамены и нет такой проблемы, что нельзя сдать ученику. Если у него все документы в порядке, если он гражданин Украины, у него есть категория Б либо это школьники 16-17 лет, которые приходят на теорию. Они ходят в класс теории, потом проходят обучение и сдают экзамены, наш администратор Оля ездит со студентами на экзамен. То есть привезли учебный мотоцикл на экзамен, студенты подали документы, расписались, пошли сдали теорию, пошли сдали практическое вождение. Если не сдал, то через неделю пересдача.
— В чём заключается ваша помощь сдачи практического экзамена на мотоцикле?
— За день до экзамена ученик может официально проплатить платёж «аренда автодрома» и потренировать на площадке непосредственно экзаменационные элементы, которые будут спрашивать. Приезжает инструктор на площадку, мы привозим свой мотоцикл, на котором студент учился ездить и, соответственно, на этом же мотоцикле, завтра будет сдавать экзамен, то есть нет такого, что сегодня вы занимались на одном мотоцикле, завтра на втором, послезавтра экзамен и вам дают третий мотоцикл и вашего инструктора нет. Инструктор едет тоже на площадку, смотрит как экзамен проходит, поддерживает морально, подсказывает ошибки. Бывает, что один ученик едет, а инструктор говорит уже следующим ученикам: «Смотрите, у него такая-то ошибка, не допускайте такой ошибки, из-за этого вы не сдадите экзамен».
— Чему ты радуешься? Насколько ты считаешь успешным свой проект?
— Я радуюсь тому, что людей адекватных становится больше, они больше времени уделяют обучению, более серьезно подходят к выбору экипировки, покупки мотоцикла, в Киеве меньше мотоциклов без документов становится. Радуюсь тому, что на дороге меньше агрессии…
— По отношению к мотоциклистам?
— И к мотоциклистам, и к другим участникам движения. Все равны.
— Ну хорошо, что вы ещё можете предложить ученикам, помощь в выборе мотоцикла, сервис, как у вас?
— Мы ведём ученика от самого начала на площадке до выезда в город. Клиент, который приходит на первое пробное занятие попробовать, потом переходит на курс обучения, а после обучения говорит: «Я хочу купить мотоцикл» и мы начинаем мониторить объявления, помогаем найти мотоцикл, диагностируем, сопровождаем в МРЕО на переоформление, механики обслуживают мотоцикл, подготавливают и выдают, люди заканчивают обучение на своём мотоцикле, прикатываются и с ними выезжаем в город уже на личном мотоцикле.
Ребята постоянно приезжают к нам в гости, поэтому на площадке мы можем видеть многих выпускников, мотоциклистов, которые уже с каким-то собственным опытом и приехали просто так пообщаться или прокатиться вместе. Нам всегда очень приятно, ведь наша семья становится больше и круг друзей увеличивается 🙂